- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 50RS0019-01-2024-006012-13 |
Дата поступления | 06.12.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Аррыкова Лилия Демьяновна |
Дата рассмотрения | 03.06.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 06.12.2024 | 10:19 | 06.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 06.12.2024 | 16:14 | 06.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 09.12.2024 | 10:19 | Административное исковое заявление принято к производству | 18.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 09.12.2024 | 10:19 | 18.12.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 23.12.2024 | 09:45 | Рассмотрение дела начато с начала | 18.12.2024 | |||||
Рассмотрение дела начато с начала | 23.12.2024 | 09:50 | вступление/привлечение заинтересованного лица | 23.12.2024 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 23.12.2024 | 09:55 | 23.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 20.01.2025 | 12:00 | Объявлен перерыв | 23.12.2024 | |||||
Судебное заседание | 23.01.2025 | 16:45 | Производство по делу приостановлено | невозможность рассмотрения данного адм. дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным судом | 20.01.2025 | ||||
Производство по делу возобновлено | 12.05.2025 | 14:15 | 15.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 12.05.2025 | 14:30 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 15.04.2025 | ||||
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда | 12.05.2025 | 15:01 | 12.05.2025 | ||||||
Судебное заседание | 03.06.2025 | 11:00 | Рассмотрение дела начато с начала | изменение предмета и основания административного иска | 12.05.2025 | ||||
Судебное заседание | 03.06.2025 | 11:10 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 04.06.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 11.06.2025 | 16:36 | 17.06.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.06.2025 | 16:36 | 17.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г.о.Клин | 5020007701 | 1035003952004 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Алексеев Алексей Сергеевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Алясов Владислав Андреевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Бадунов Вячеслав Михайлович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Бахметьев Илья Сергеевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Белосохова Татьяна Владимировна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Бондарюк Екатерина Андреевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Воронова Галина Николаевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Гаврилов Николай Петрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Годовалова Елена Николаевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Демина Нина Вадимовна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Есьман Олег Евгеньевич | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ЖТ "Животновод" в лице председателя Соловьевой Е.А. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Захарова Вера Михайловна | ||||||||
ПРОКУРОР | Клинский городской прокурор | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Костомаха Евгений Игоревич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Кутин Олег Дмитриевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Маслов Владимир Викторович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Минина Екатерина Яковлевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Овчинчева Наталья Александровна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Панасюк Павел Владимирович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Панков Максим Евгеньевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Путинцев Николай Павлович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Савченко Марина Анатольевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Самохвалов Александр Оскардович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Серикова Лидия Алексеевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Скобелева Марина Валерьевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Соловьев Сергей Валерьевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Соловьева Елена Александровна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Терехов Алексей Васильевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Трофимова Нина Юрьевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Уваров Вадим Борисович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Федоров Александр Сергеевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Федорова Ирина Ивановна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Фомичева Ольга Сергеевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Фролов Александр Васильевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Ханин Михаил Анатольевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Цветков Анатолий Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Чинаева Ольга Анатольевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Шаханова Ольга Вячеславовна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Якунов Игорь Андреевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Яшина Надежда Алексеевна |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Частная жалоба | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Московский областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 19.02.2025 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 15:30 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 19.02.2025 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Московский областной суд | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 11.08.2025 | ||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 15:30 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2025 года гор. Клин Московская область
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре судебного заседания Андрющенко А.А.,
с участием помощника Клинского городского прокурора Лишманова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-477/2025 по административному исковому заявлению М.Е.Я., С.Е.А., С.С.В., М.В.В., Г.Н.П., З.В.М., Ф.А.В., Е.О.Е., С.М.А., Д.Н.В., Т.Н.Ю., Ф.А.С., Я.Н.А., Х.М.А., Ч.О.А., Ф.И.И., Г.Е.Н., Б.Т.В., К.Е.И., Ф.О.С., А.В.А., П.П.В., Я.И.А., Т.А.В., Б.И.С., В.Г.Н., П.М.Е., У.В.Б., Б.Е.А., Ш.О.В., Б.В.М., А.А.С., П.Н.П., С.М.В., С.А.О., Ц.А.А., О.Н.А., С.Л.А., К.О.Д. к администрации г. о. Клин об оспаривании требований,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы, уточнив требования, обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просят суд признать незаконными требования администрации городского округа Клин от 31.10.2024 года адресованные каждому административному истцу о демонтаже и сносе своими силами и за свой счет некапитальных строений, расположенных по адресу: /адрес/, координаты: 56/данные изъяты/, и об освобождении территории от объектов истцов.
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что являются Потребительского кооператива (ранее Животноводческого Товарищества «Животновод»), а также застройщиками некапитальных хозяйственных строений, расположенных на земельном участке.
В 1979 году гражданами, работавшими на п/о «Химволокно» и проживающими на поселке /адрес/, был организован кооператив для ведения личного подсобного хозяйства: содержания скота, птицы, хранения инвентаря и транспортных средств. Решением исполкома Клинского горсовета от 16.11.1979 года /номер/ Товариществу «Животновод» был отведен Земельный участок: в целях упорядочивания строительства хозяйственных сараев по /адрес/ - площадью /данные изъяты/, под строительство индивидуальных хозяйственных сараев для содержания птицы и скота (п.1 Решения) На Правление кооператива была возложена обязанность оформить отвод земельного участка, строительство хоз.сараев осуществлять согласно проекта, содержать прилегающую территорию в надлежащем санитарном состоянии (п.п.2.1.-2.3. Решения). Отвод земельного участка в натуре был произведен на основании Решения /номер/ представителями Отдела Главного архитектора г. Клин, о чем был составлен Акт от 17.12.1981 года, а также были выполнены планы отвода земельного участка с проектным размещением на участке объектов строительства согласно требований законодательства того времени. Решением Исполнительного комитета Клинского городского Совета депутатов /адрес/ /номер/ от /дата/ был утвержден и зарегистрирован Устав Животноводческого товарищества «Животновод». 22.09.2024 года из письменного сообщения администрации г.о. Клин от 04.09.2024 года /номер/ истцам стало известно о принятии администрацией г.о. Клин Постановления от 14.02.2024 года №355 «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 года №666/18- 1», которое было приложено к письменному сообщению. 31.10.2024 года администрация г.о. Клин направила каждому из истцов Требование о сносе (демонтаже) хозяйственных строений, возведенных на территории по вышеуказанному адресу. Нежилые некапитальные хозяйственные строения используются истцами для хранения инвентаря и личного транспорта, а также личной сельскохозяйственно-огородной продукции. На момент возведения строений и в течение более 40 лет, решение исполнительного комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 года №666/18-1 «Об отводе земельного участка по /адрес/ для строительства хозяйственных сараев кооператива «Животновод» - являлось действующим, что исключает признак незаконности их возведения и размещения. При этом апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 02.04.2025 года признано незаконным постановление администрации г.о. Клин Московской области от 14.02.2024 года №355 «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 года №666/18-1». Объекты окончены строительством до 1990 года, пункт 2 статьи 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» предусматривал возникновение у члена любого кооператива права собственности на созданное им имущество. Решение о сносе некапитальных строений принято административным ответчиком с пропуском срока исковой давности, поскольку администрация г.о. Клин является правопреемником Клинского горисполкома народных депутатов и осведомлена о существовании строений истцов с 14.12.1991 года (дата создания муниципального органа), т.е. более 20-ти лет. Оспариваемые Требования администрации г.о. Клин предписывают снос (демонтаж) строений истцов за собственный счет и не предусматривает никаких компенсаций застройщикам, что нарушает гарантии, предоставленные административным истцам Клинским горисполкомом, Правопреемником которого является административный ответчик. Решения и действия административного ответчика не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают имущественные права административных истцов.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом по адресам, указанным в административном иске.
В судебном заседании представитель административных истцов на основании доверенностей Д.И.А. поддержала уточненный административный иск. Представила дополнительные письменные пояснения.
Представитель административного ответчика – администрации г.о. Клин Московской области К.Д.А. возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что отсутствует нарушение прав административных истцов. Представлены письменные возражения (том 3 л.д. 140-143).
Представитель заинтересованного лица Животноводческого товарищества «Животновод» на основании доверенности Д.И.А. поддержала уточненный административный иск.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не законными и не подлежащими удовлетворению, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений незаконными могут быть признаны не всякие оспариваемые решения, действия (бездействия) должностного лица (государственного органа), а лишь те, которые нарушили либо продолжают нарушать права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося в суд. Следовательно, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного Комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области № 666/18-I кооперативу «Животновод» отведен земельный участок во временное пользование площадью /данные изъяты/ на /адрес/ из земель производственного объединения «Химволокно» с его согласия под строительство индивидуальных хозяйственных сараев для содержания скота и птицы (том 1 л.д. 60).
Согласно акта от 17.12.1981, представители Отдела гл. архитектора г. Клин и председатель кооператива «Животноводы» составили акт о том, что первыми произведены в натуре, а вторым приняты границы земельного участка, отведенного под строительство хозяйственных сараев кооператива «Животновод» (том 1 л.д. 61).
Решением Исполнительного Комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области /номер/ от 07.08.1981 зарегистрирован Устав животноводческого товарищества рабочих и служащих Клинского производственного объединения «Химволокно» составленный на основании типового устава утвержденного Советом Министров РСФСР и ЦЗСПС от 18.03.1966 № 261 и приказа Министров жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Сельского хозяйства РСФСР № 203/183 от 30.04.1974 о внесении дополнений в типовой устав (том 1 л.д. 52).
В подтверждение членства в животноводческом товариществе «Животновод» административными истцами представлены членские книжки (том 1 л.д. 99-206).
31.10.2024 года административным ответчиком администрацией г.о. Клин в адрес административных истцов направлены требования об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости (том 2 л.д.61-83).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.Е.А. (том 2 л.д.61).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено П.Н.П. (том 2 л.д.62).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.А.О. (том 2 л.д.63).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.Л.А. (том 2 л.д.64).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ф.И.И. (том 2 л.д.65).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено А.А.С. (том 2 л.д.66).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.М.А. (том 2 л.д.67).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено М.Е.Я.(том 2 л.д.68).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ц.А.А. (том 2 л.д.69).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено В.Г.Н. (том 2 л.д.70).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ч.О.А. (том 2 л.д. 71).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Я.Н.А. (том 2 л.д. 72).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ш.О.В. (том 2 л.д. 73).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено О.Н.А. (том 2 л.д. 74).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ф.А.В. (том 2 л.д. 75).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Г.Е.Н. (том 2 л.д. 76).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ф.О.С. (том 2 л.д. 77).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено П.М.Е. (том 2 л.д. 78).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Х.М.А. (том 2 л.д. 79).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Б.В.М. (том 2 л.д. 80).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено К.Е.И. (том 2 л.д. 81).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Г.Н.П. (том 2 л.д. 82).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено М.В.В. (том 2 л.д. 83).
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.М.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.М.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Е.О.Е.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено А.В.А.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Б.Т.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено З.В.М.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Д.Н.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено П.П.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Б.Е.А.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено С.С.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Ф.А.С.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Т.Н.Ю.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено К.О.Д.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено У.В.Б.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Т.А.В.
Требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года /номер/ направлено Я.И.А.
Постановлением администрации г.о. Клин от 14.02.2024 года № 355 «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 года №666/18-1 отмен отвод земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 02.04.2025 года признано незаконным постановление администрации г.о. Клин Московской области от 14.02.2024 года №355 «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 года №666/18-1».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, потребительский кооператив «Животновод» зарегистрирован в качестве юридического лица (том 2 л.д. 54-57).
09.11.2024 утвержден Устав ПК «Животновод» (том 3 л.д.104-119).
Свое право на сохранение объектов и землепользования М.Е.Я., С.Е.А., С.С.В., М.В.В., Г.Н.П., З.В.М., Ф.А.В., Е.О.Е., С.М.А., Д.Н.В., Т.Н.Ю., Ф.А.С., Я.Н.А., Х.М.А., Ч.О.А., Ф.И.И., Г.Е.Н., Б.Т.В., К.Е.И., Ф.О.С., А.В.А., П.П.В., Я.И.А., Т.А.В., Б.И.С., В.Г.Н., П.М.Е., У.В.Б., Б.Е.А., Ш.О.В., Б.В.М., Алексеев А.С., П.Н.П., С.М.В., С.А.О., Ц.А.А., О.Н.А., С.Л.А., К.О.Д. обосновывают Решением Исполнительного комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 /номер/.
Как указано выше, действительно кооперативу «Животновод» был отведен во временное пользование земельный участок площадью /данные изъяты/ на /адрес/ из земель производственного объединения «Химволокно» с его согласия под строительство индивидуальных хозяйственных сараев для содержания скота и птицы, что подтверждается решением Исполнительного Комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области /номер/-I от 16.11.1979 года (том 1 л.д. 60).
Вместе с тем, ни одному из административных истцов (физических лиц), конкретно, земельный участок в пользование уполномоченным органом не предоставлялся.
В процессе реформирования земельного законодательства упомянутый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, границы его не были определены в ГКН, право не зарегистрировано.
Следовательно, в настоящий момент, земельный участок площадью 0,7 га, предоставленный Товариществу «Животновод» относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральный закон от /дата/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района относит к вопросам местного значения муниципального района (пункт 35 части 1 статьи 15).
Под муниципальным земельным контролем согласно п. 1 ст. 72 ЗК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Постановлением Главы городского округа Клин Московской области от 20.02.2023 № 332 утвержден Порядок освобождения земельных участков от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории городского округа Клин Московской области, Положение о комиссии по рассмотрению вопросов по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, администрации городского округа Клин Московской области и состав комиссии по рассмотрению вопросов по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, администрации городского округа Клин Московской области.
Так, п. 4 Порядка предусмотрено, при выявлении лица, осуществившего незаконное размещение объекта и (или) эксплуатирующего самовольно установленный некапитальный объект, Комиссия составляет требование об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества (далее - Требование), оформляется в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.
Требование вручается под личную подпись лицу, осуществившему незаконное размещение объекта, или уполномоченному представителю (в случае отказа лица, осуществившего незаконное размещение выявленного объекта, или уполномоченного представителя от получения или несогласия с выставленными требованиями в Требовании делается соответствующая запись), либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, установленный Комиссией при выявлении лица, осуществившего незаконное размещение объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества. Не могут считаться неизвещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств). Доказательствами могут являться уведомление о возврате заказанного письма в связи с истечением срока хранения, распечатка с официального сайта Почты России, содержащая сведения об отслеживании почтовых отправлений, уведомление, список внутренних почтовых отправлений.
Лицо, осуществившее незаконное размещение объекта, указанное в Требовании, обязано в 14-дневный срок с момента получения (надлежащего извещения) Требования своими силами и за свой счет освободить территорию от незаконно размещенного им объекта.
В случае неисполнения лицом, незаконно разместившим объект, Требований Комиссия принимает решение об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта силами и за счет средств администрации городского округа Клин с взысканием с лица, осуществившего незаконное размещение объекта, необходимых расходов.
Как установлено пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Земельные отношения в Московской области регулируются Законом Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ (в действующей редакции) «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее Закон Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ).
Согласно ч. 2 ст. 1 этого Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ правовое регулирование земельных отношений в Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области, настоящим Законом и иными законами Московской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Московской области.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Московской области от 07.06.1996 года « 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Ссылки административных истцов на апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 02.04.2025 года, которым признано незаконным постановление администрации г.о. Клин Московской области от 14.02.2024 года №355 «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Клинского городского Совета народных депутатов Московской области от 16.11.1979 года №666/18-1», безусловно, заслуживают внимания, однако данный земельный участок до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, границы его не определены в ГКН, право собственности не зарегистрировано, то есть, в настоящий момент, он относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, отдельной оценке также подлежит тот факт, что земельный участок предоставлялся во временное владение кооперативу «Животновод». Лично административным истцам: М.Е.Я., С.Е.А., С.С.В., М.В.В., Г.Н.П., З.В.М., Ф.А.В., Е.О.Е., С.М.А., Д.Н.В., Т.Н.Ю., Ф.А.С., Я.Н.А., Х.М.А., Ч.О.А., Ф.И.И., Г.Е.Н., Б.Т.В., К.Е.И., Ф.О.С., А.В.А. П.П.В., Я.И.А., Т.А.В., Б.И.С., В.Г.Н., П.М.Е., У.В.Б., Б.Е.А., Ш.О.В., Б.В.М., А.А.С., П.Н.П., С.М.В., С.А.О., Ц.А.А., О.Н.А., С.Л.А., К.О.Д. земельный участок не предоставлялся.
Таким образом, исходя из того, что административные истцы не обладают какими-либо правами на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и находящийся в ведении органа местного самоуправления городского округа Клин, на котором расположены возведенные ими объекты некапитального строительства, оспариваемые Требования об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом недвижимости от 31.10.2024 года, направленные административным истцам, вынесены административным ответчиком в полном соответствии с положениями Порядка освобождения земельных участков от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории городского округа Клин Московской области, утвержденного Постановлением Главы городского округа Клин Московской области № 332 от 20.02.2023 года и в пределах предоставленных администрации городского округа Клин Московской области полномочий.
При этом, прекращение временного права пользования не тождественно процедуре принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд, а поэтому прав на какую-либо компенсацию административные истцы не имеют.
Доводы административных истцов о принятом административном ответчиком решении о сносе строений за счет административных истцов несостоятельны, не подтверждены в ходе судебного разбирательства.
Более того, представитель административного ответчика подтвердил в ходе судебного разбирательства тот факт, что до настоящего времени Комиссией не принималось решение об освобождении земельного участка от незаконно размещенного объекта силами и за счет средств администрации городского округа Клин с взысканием с лица, осуществившего незаконное размещение объекта, необходимых расходов (п. 4 Порядка).
Действия административного ответчика, как и оспариваемые Требования, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, поскольку последние не являются правообладателями спорного земельного участка.
На основании вышеизложенного суд считает административное исковое заявление М.Е.Я., С.Е.А., С.С.В., М.В.В., Г.Н.П., З.В.М., Ф.А.В., Е.О.Е., С.М.А., Д.Н.В., Т.Н.Ю., Ф.А.С., Я.Н.А., Х.М.А., Ч.О.А., Ф.И.И., Г.Е.Н., Б.Т.В., К.Е.И., Ф.О.С., А.В.А. П.П.В., Я.И.А., Т.А.В., Б.И.С., В.Г.Н., П.М.Е., У.В.Б., Б.Е.А., Ш.О.В., Б.В.М., А.А.С., П.Н.П., С.М.В., С.А.О., Ц.А.А., О.Н.А., С.Л.А., К.О.Д. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст. 175, ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления М.Е.Я., С.Е.А., С.С.В., М.В.В., Г.Н.П., З.В.М., Ф.А.В., Е.О.Е., С.М.А., Д.Н.В., Т.Н.Ю., Ф.А.С., Я.Н.А., Х.М.А., Ч.О.А., Ф.И.И., Г.Е.Н., Б.Т.В., К.Е.И., Ф.О.С., А.В.А., П.П.В., Я.И.А., Т.А.В., Б.И.С., В.Г.Н., П.М.Е., У.В.Б., Б.Е.А., Ш.О.В., Б.В.М., А.А.С., П.Н.П., С.М.В., С.А.О., Ц.А.А., О.Н.А., С.Л.А., К.О.Д. к администрации г. о. Клин об оспаривании требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова
Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2025 года.
Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова
Копия верна.
