ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 50RS0019-01-2024-005289-48 |
Дата поступления | 21.10.2024 |
Категория дела | Отношения, связанные с защитой прав потребителей → О защите прав потребителей → - из договоров в сфере: → коммунальных услуг |
Судья | Полунина Екатерина Викторовна |
Дата рассмотрения | 20.01.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 21.10.2024 | 16:33 | 21.10.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 21.10.2024 | 17:25 | 21.10.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 23.10.2024 | 16:10 | Оставление иска (заявления, жалобы) без движения | 28.10.2024 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 26.11.2024 | 16:43 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 29.11.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 26.11.2024 | 16:44 | 29.11.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 09.12.2024 | 14:30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 29.11.2024 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 09.12.2024 | 17:26 | 09.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 10.01.2025 | 15:30 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 09.12.2024 | ||||
Судебное заседание | 20.01.2025 | 14:20 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) | 10.01.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 03.02.2025 | 16:07 | 04.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.02.2025 | 16:07 | 04.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ООО "Экопромсервис" | 5047050503 | 1025006171299 | ||||||
ИСТЕЦ | Янкова Валентина Александровна |
Дело № 2-300/2025
50RS0019-01-2024-005289-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 20 января 2025 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Полуниной Е.В.,
при секретаре Панковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Янковой В.А. к ООО «Экопромсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Янкова В.А. обратилась в суд с иском к ООО «Экопромсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, мотивировав свои требования тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по /адрес/, общей /площадь/, в том числе жилая /данные изъяты/, с кадастровым /номер/, на основании договора пожизненной ренты /номер/ от 06.02.2003 г. В указанном жилом доме она не проживает и услугу «обращение с ТКО» не получает по причине того, то строение не эксплуатируется.
Постоянным местом жительства Янковой В.А. является жилое помещение (квартира), расположенное по /адрес/
Таким образом, как полагает истец, оплачивать ответчику услугу по договору на оказание услуги «обращение с ТКО» она обязана только за период фактического проживания в доме.
У истца не имеется заключенного договора с ООО «Экопромсервис», которое является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Московской области, доказательств заключения такого договора, равно как и оказание услуг по вывозу и переработке ТКО, ответчиком не предоставлено.
Кроме того, ответчиком неверно производит расчет коммунальной услуги, исходя из общей площади дома, а не жилой.
Истец просит суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет сумм, поступивших на их расчетный счет от Янковой В.А. за период с 01.01.2019 г. по настоящее время; взыскать с ООО «Экопромсервис» в пользу Янковой В.А. излишне уплаченные денежные средства в размере 5 585 рублей 64 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, расходы на представителя в размере 60 000 рублей.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке, представил возражения на исковое заявление.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, учитывая следующее.
соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
На основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и результатов конкурсного отбора, проведенного Министерством экологии и природопользования Московской области, ООО «Экопромсервис» наделено статусом "Регионального оператора" по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории г.Солнечногорска и г.Клина Московской области с 01.01.2019 года.
На основании п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими Региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Янкова В.А. зарегистрирована по месту жительства по /адрес/
Янкова В.А. с 28.02.2003 г., на основании договора пожизненного ренты от 06.02.2003 г. является собственником жилого дома с надворными постройками общей /площадь/, в том числе жилой /данные изъяты/
Решением и.о.мирового судьи судебного участка №75 Клинского судебного района Московской области от 13.10.2021 с Янковой В.А. в пользу ООО «Экопромсервис» взыскана задолженность по оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 гг. в размере 4080,21 руб., пени за период с 11.02.2019 по 04.04.2022 гг. в размере 1105,43 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 5585,64 руб.
Истец неоднократно обращалась в ООО «Экопромсервис» с заявлениями о перерасчете за коммунальную услугу, указывая что она в жилом доме не проживает, услугой не пользуется, договора не заключала.
На указанные заявления ответчиком предоставлены ответы об отказе в проведении перерасчета.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором, при этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Согласно п. 4 ст. 4 - 26 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила 1156).
В соответствии с пп. б) и пп. в) п. 8 (1) Правил 1156, Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:
в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8 (4) Правил 1156, Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка Потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная Потребителем или лицом, действующим от имени Потребителя на основании доверенности (далее - заявка Потребителя), либо предложение Регионального оператора о заключений договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8 (17) Правил 1156, Региональный оператор извещает потенциальных Потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
На официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных на территории г.о.Клин и г.о.Солнечногорск, а также предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, также данная оферта опубликована в газете "Подмосковье сегодня" страница 10, издание N193 (4359, дата публикации 15.10.12.2018).
В соответствии с п. 148 (1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО Потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в п. п. 148 (4) - 148 (6) Правил 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, (п. 148 (2) Правил 354.)
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия у Потребителя, заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги, (п. 148 (2) Правил 354.)
Согласно п. 148 (11) Правил 354, Региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в пп. б) п. 148 (5) Правил 354, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.
Таким образом, договор для Регионального оператора считается заключенным со стороны Регионального оператора в отношении Потребителя по истечение 16 (шестнадцати) дней с момента его официального размещения на сайте Регионального оператора (как Договор публичной оферты на основании конклюдентных действий, в соответствии с утвержденной Правительством РФ типовой формой) и наличие подписи Потребителя на Договоре публичной оферты обязательного для заключения Потребителем, Региональному оператору не требуется.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил 354.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
С учетом п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 16 ст. 12 ЖК РФ). В соответствии с абз. 2 п. 148 (30) Правил 354, в случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО в соответствии с формулой.
Для населения, плата за услуги по обращению с ТКО устанавливается на основании единого тарифа на услуги Регионального оператора, утвержденного Постановлением от 02.10.2018 N690/34, размер которого для ООО «Экопромсервис» на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен единый тариф в размере 893 руб. 20 коп за 1 куб.метр.
Распоряжениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства от "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории" от 25.09.2019 и от 01.10.2021 утверждены нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов, так же указанным распоряжением утверждены понижающие коэффициенты, применяемые в зависимости от площади.
Распоряжением приведена формула расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для ИЖС.
Р = SxNxKxТ/12
где:
S - общая площадь жилого помещения;
N - норматив накопления ТКО;
К - понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО;
Т - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО
Таким образом, в Московской области утвержден расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, а не исходя из количества постоянно или временно проживающих лиц.
Согласно ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов Потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.01.2019 N 1156-ОД/06, от 26.02.2019 N 6592-ОГ/06 в котором даны разъяснения по применению Правил 354, а именно, в случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.
Рассматривая доводы истца о том, что отсутствие проживания в жилом доме является основанием для перерасчета платы за вывоз ТКО, суд приходит к следующему.
В силу п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными актами, не предусмотрен. (Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2022 N 306- ЭС21-27789)
Таким образом, между ответчиком и всеми собственниками объектов ИЖС, расположенных на территории г.о.Клин, заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при этом письменная форма публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для его признания заключенным не требуется, услуги по обращению с ТКО оказываются Региональным оператором надлежащим образом, в связи с чем услуги Регионального оператора подлежат оплате в полном объеме, при этом в случае временного не проживания Потребителя порядок перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО, при утверждении норматива накопления ТКО, исходя из квадратного метра площади, не установлен Правительством Российской Федерации, в связи с чем перерасчет произвести не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.).
При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, установив, что ответчиком обязательства по вывозу ТКО выполняются, отдельного заключения письменного договора не требуется, при этом истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении истцом договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора со стороны ответчика, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, а неиспользование истцом жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Кроме того, суд учитывает, что истцом фактически заявлены требования о возложении на ответчика обязанности проведения перерасчета в размере денежных средств, взысканных с нее решением мирового судьи от 13.10.2021 г., что является недопустимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Янковой В.А. к ООО «Экопромсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Полунина Е.В.
Мотивированное решение составлено: 03 февраля 2025 года.
Судья Полунина Е.В.
